Виды драматических произведений в школьном изучении - Изучение драматического произведения в школе

Драма как род литературы и ее специфика в том. Она предназначается для постановки на сцене. Да и литературная форма драмы, где характеры действующих лиц создаются речевым языком, а не описательным. Позиция автора в ней еще более та и ее выявление требует от читателя внимание и размышления.

Читатель должен без помощи автора-писателя вообразить место действия. Время, обстановку, где живут герои, представить их внешность, манер говорить и слушать, движения и жесты. При этом надо понять и почувствовать, что скрывается за поступками и словами каждого из действующих лиц. В центре драматического произведения стоит жизненный конфликт, разрешение которого идет в напряженной борьбе персонажей друг с другим, с обстоятельствами, с самими собой.

Драматург создает сюжеты, в которых жизненные конфликты представляют с наибольшей остротой. Работе над драмой в классе предшествует самостоятельное чтение ее. Перед чтением желательно дать один-два вопроса типа: Как вы поняли название пьесы?

Кого вы считаете главными героями? На первых порах полезно организовать чтение пьесы вслух во внеурочное время: При чтении педагог обращает внимание на ремарки, перечень действующих лиц, то есть показывает, что надо читать драму, а иногда обратиться даже к театральным мемуарам. Вступительные занятия могут быть различными в зависимости от своеобразия пьесы. На вступительных занятиях - 1 предварительный комментарий к пьесе; 2 рассказ об эпохе; 3 исторические сведения о тех вопросах, которые волновали людей определенного времени и нашли отражение в пьесе; 4 репродукции картин художников, рисующих жизнь людей прошлых лет; 5 рассказ о жизни драмы в театре.

Но она была настолько искажена и сокращена цензурой, Никитенко отмечал в своих дневниковых записях: Поэтому рассказ о первых постановках пьес, об эффекте, произведенном ими, о борьбе, разыгравшейся вокруг них необходим. Можно рассказ сопровождать рассказом фотографий сцен спектаклей и отдельных актеров в ролях изучаемой драмы. Работу над драмой желательно начать с обращения школьников ко всей пьесе, помочь ее осмыслить, почувствовать ее основной конфликт, возникновение его.

Это может быть вопрос о названии пьесы. Борьба эта нередко понимается учениками как осознанная действующими лицами борьба друг с другом. Поэтому могут прозвучать ответы: Или чиновники борются с коварным ревизором, созданным их воображением: На начальном этапе изучения драматического произведения одновременно с выяснением главного конфликта происходит первое знакомство учащихся с действующими лицами, с тем, какую роль они играют в борьбе.

Можно поставить вопрос об их группировках. Путь к прояснению основного конфликта прокладывает, и установление границ пьесы - с чего началось и чем кончилось, что способствует прояснению общего взгляда на пьесу. Большое внимание играет обращение класса на время, охваченное пьесой. Время зрителя и время действия пьесы как бы совмещаются, но между явлениями проходят дни, недели, даже годы.

Учащихся следует учить, что в драме важно не только то, что происходит в самом действии в перерывах между действиями. Для анализа в классе учитель должен отобрать опорные явления, определяющие развитие действия. Нельзя забывать и разъяснение непонятных слов; и исторический и театральный комментарий, предварительно выбрать то, что прочитать самому, а когда включить проигрыватель.

Школьники должны вообразить себя мысленно видящими пьесу, с этой целью полезно использовать фрагменты воспоминаний о спектаклях.

Еще одним из приемов, побуждающих учеников проникнуть в текст пьесы, является создание воображаемых мизансцен, то есть школьникам предлагается продумать, как бы они расположили персонажей в определенный момент действия, представить их положения, жесты, движения. Но в процессе развития действия меняется расположение действующих лиц на сцене, в каких случаях, почему и как это происходит?

Стержнем работы над каждым актом является последовательное наблюдение за развитием действия, за внутренней логикой этого развития в данном акте. Наблюдения учеников за развитием действия должно быть неотрывно от проникновения в характеры действующих лиц.

При анализе драмы предметом постоянного внимания является речь персонажа, ее своеобразие, так как характер персонажа, его социальное лицо, душевное состояние выявляет речь. Прислушиваясь, например, как рассказывает Катерина о своей жизни матери, мы сможем судить и о ней. Мы понимаем, как ей было хорошо, как она поливала цветы, как нежно вспоминает все это.

В ее речи и много слов и выражений, связанных с религиозными представлениями и бытом: В том, как звучит речь, большую роль играет и то, к кому она обращена. По-разному звучит речь Городничего, когда он обращается к Ляпкину -Тяпкину, к Землянике, или Хлопову. Раскрыть подтекст - это значит вскрыть сущность пьесы, взаимосвязь между причинами поступков персонажа и их внешним проявлением.

Если учеников научить понимать подтекст, значит, мы воспитывает хорошего читателя и зрителя. Не следует забывать, что при анализе пьесы большое значение имеет речь действующих лиц, да и ремарки авторов, афиша и замечание к ней это часто ученики пропускают при чтении С этой целью важны такие задания: Большое значение в работе над пьесой имеет выразительное чтение.

При этом ученик с позиции зрителя переходит на позицию исполнителя. Автор, его отношение к происходящему - главный вопрос, когда стоящий перед изучением любого произведения. В драматическом произведении позиция автора скрыта более, чем в произведениях другого рода. Или предлагает ответить на вопрос: В процессе анализа полученные наблюдения учитель должен обобщать с этой целью важные суммирующие вопросы, типа: Какими предстали перед нами чиновники города?

Какой характер мер, принято в Городничем? Почему неизбежен конфликт между Катериной и миром Кабановой? На заключительных уроках в обобщенном виде встают те вопросы, на которые искали ответа ученики в процессе анализа драмы.

Итоговое занятие, по сути, начинается уже с работы над последним действие пьесы, когда разрешается конфликт и автор-драматург как бы подводит итог. С этой целью особое значение имеет выразительное чтение учащихся: Чтение по ролям - так же показывает степень понимания школьниками драматического произведения.

Учитель по-разному может подойти к распределению ролей.

34.Особенности школьного анализа драматических произведений. Особенности работы над текстом. Использование аудио-визуальных средств обучения.

Домашним заданием к такому уроку может быть письменное или устное составление характеристики героя, чью роль будет исполнять ученик. На заключительных занятиях - конкурсы чтецов отдельных сцен, сценическая история драмы, просмотр экранизации, его обсуждение.

В связи с изучением драмы, ученик должен овладеть рядом теоретико-литературных понятий. Ряд их должен войти в активный словарь школьников: По мере проникновения в драму, словарь школьников пополняется: Спектакль - это не иллюстрация в пьесе, а новое художественное произведение, созданное театром, по-своему трактующим пьесам драматурга.

FAQ Обратная связь Вопросы и предложения. Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Этапы работы над художественным произведением. Средства наглядности на уроках литературы. Специфика драмы как рода литературы. Чтение и вступительные занятия.

Драматические произведения и их изучение в школе

Методы и приемы работы над драмой. Конфликт в пьесе развивается и оформляется в процессе борьбы, движущей действием. Методы и приемы работы над драмой разнообразны.



Коментарии:

Чаще всего в IV- V1 классах используются такие виды пересказа и рассказывания:.